Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге |
|
---|
Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге |
|
---|
Городская станция юных туристов была создана в 1933 году как Ленинградская городская Детская экскурсионно-туристская станция. За прошедшие годы она не раз была реорганизована и меняла свое название, но как говорит народная мудрость: «Времена меняются, а истинные ценности неизменны».
Станцией накоплен огромный опыт туристско-краеведческой работы с детьми и подготовки туристских кадров. Время романтиков продолжается!
Городская станция является Региональным центром детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге.
Основной ее целью является организация процессов воспитания, оздоровления и личностного развития школьников Санкт-Петербурга.
Происходит это в активных формах туристско-краеведческой деятельности – походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и др.
Концепция туристско-краеведческого образования - «Школа жизни – окружающий мир».
Используемая технология воспитания – предоставление обучающимся максимальной самостоятельности при сохранении совместного, командного характера деятельности на всех этапах – подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций.
Содержательное наполнение походов и экспедиций в долговременной перспективе также дает профориентационный эффект, помогая обучающимся в выборе карьерного пути по спектру специальностей, осуществляемых в природной среде.
Функции Регионального центра детско-юношеского туризма реализуются Станцией в процессе организации деятельности:
○ Региональной маршрутно-квалификационной комиссии
○ По дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогов
○ Регионального молодежного движения «Юные инструкторы туризма»
○ Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России
○ По дополнительным общеразвивающим образовательным программам туристско-краеведческой направленности.
Выполнение функций регионального центра осуществляются Станцией посредством сетевого взаимодействия с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения, районными (муниципальными) центрами детско-юношеского туризма и образовательными организациями Санкт-Петербурга.
19
октября
2022
|
Региональный этап олимпиады по краеведению организует Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» (ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»)
Информация о региональной олимпиаде по краеведению, а также итоги участия делегаций Санкт-Петербурга во Всероссийских конкурсах находится на сайте ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
15
апреля
2022
|
Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Название школьного образовательного туристского маршрута |
Познавательный маршрут «СМАРТ-СИТИ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ» |
Ресурсы о регионе и районе маршрута |
Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org) Литература по петербурговедению. Сайты, посвященные городу на Неве, его географии и истории |
Предполагаемая целевая аудитория |
Учащиеся 8-9-х классов (с учетом возрастных особенностей) |
Сезон |
Круглогодично |
Ключевые направления |
# Патриотика # История # Обществознание # География #Активный туризм # Наука # Образование # Русский язык # Иностранный язык # Литература # Алгебра # Геометрия # Информатика # Биология # Физика # Химия# Всеобщая история # История России # Краеведение # Петербурговедение # Культура # Наследие # Выдающиеся ученые # Герои # Основы безопасности жизнедеятельности # Музыка # Изобразительное искусство # Технология # Физическая культура |
Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы
|
|
Возможные образовательные и воспитательные эффекты |
Формирование таких компетенций как:
|
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки |
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Доступно при учете наличия их в таком туре |
Продолжительность маршрута |
4 часа с перерывом на еду |
Протяженность маршрута |
10 км |
Пункты, через которые проходит маршрут
Объекты показа с темами экскурсионного рассказа об умном городе на Неве |
Старт ст. метро «Адмиралтейская» - Центральный район Санкт-Петербурга: угол Кирпичного переулка и Малой Морской улицы Улица, где жила «Пиковая дама» Невский проспект: угол Малой Морской улицы, нечетная сторона, угол Адмиралтейского проспекта, переход в Александровский сад с памятниками писателям и поэтам, чьи произведения изучаются в 9 классе: Н.В. Гоголю. М.Ю. Лермонтову и В.А. Жуковскому. Показ восточного фасада Адмиралтейства и архитектурного ансамбля Дворцовой площади. Переход через Дворцовую набережную и проход по Дворцовому мосту. Остановка на Стрелке В. О. Менделеевская линия -Университетская набережная - Румянцевский сад - Кадетская – 3-я линии –Университетская набережная от 4-й до 9 линии. Передвижение по 9 линии в сторону Большого проспекта - Переход по Большому пр. четная сторона до остановки напротив Андреевского рынка – переход на четную сторону Большого проспекта -проход по улице Репина и 3-линии В.О. до дома №17 и дома №19, где жил выдающийся математик, автор учебников, Киселев А.П. и дома № 20 семьи Бенуа с музеем. Проход до Среднего пр., далее по Среднему и 6-7 линиям к последней остановке у памятника Василию и станции метро «Василеостровская». УМНЫЙ ГОРОД: ДВОРЦЫ ПОД ЗЕМЛЕЙ
УМНАЯ ПЛАНИРОВКА ГОРОДА НА ЗЕМЛЕ И НА ВОДЕ – НЕВСКОЙ И БАЛТИЙСКОЙ
ГОРОД-ГЕРОЙ И ЕГО ГЕРОИ – ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ.
НЕВСКИЙ – ГЕРОЙ ТЫСЯЧИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ЛИТЕРАТОРЫ И ИЗДАТЕЛИ ШЕДЕВРОВ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА, БИОЛОГИЯ
РУССКИЙ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ УМНОГО ГОРОДА. Словари морских терминов и символов: адмирал, навигация. GPS-навигация. ВЕЛИЧИЕ ГОРОДА В ЕГО ИСТОРИИ.
БЕРЕГА НЕВЫ - СВИДЕТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
УМНЫЕ МОСТЫ. ДВОРЦОВЫЙ И ДРУГИЕ МОСТЫ: КАЖДЫЙ УМЕН ПО-СВОЕМУ. ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВО. КРЕДО ГОРОДА НА НЕВЕ: СТРОИТЬ ПО ЗАКОНАМ искусства - LEGE ARTIS. УМНАЯ ГЕОГРАФИЯ
АНСАМБЛИ ПЛОЩАДЕЙ: СЛОВО ФРАНЦУЗСКОЕ, ПОНЯТИЕ ПЕТЕРБУРГСКОЕ. Архитектурно-исторический ансамбль Стрелки В.О.
АНТИЧНЫЕ ОБРАЗЫ В СКУЛЬПТУРНОМ И АРХИТЕКТУРНОМ РЕШЕНИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.
ЗООЛОГИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. ПОЧВОВЕДЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ И ПЕТЕРБУРГА.
АКАДЕМ И АКАДЕМИКИ. ЧЕТЫРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКАДЕМИИ РОССИИ
НАУКАМ РОССИЙСКОЙ БЫТЬ:
УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЕЙ ИЗ ГОРОДА НА НЕВЕ.
УТРО ИМПЕРИИ. ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Публичный доступ к мудрости народа – признак цивилизации. В списке из 24 крупнейших библиотек мира четверть составляют отечественные библиотеки ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КРАСОТА. Памятник А. Сахарову – физику, нобелевскому лауреату. Символика памятника. АТОМ, МАССА, ЭНЕРГИЯ, ПОЛЕ – ПОНЯТИЯ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИЕ, НО И УРБАНИСТИЧЕСКИЕ.
ФИЛФАК: УМНЫЕ ГОЛОВЫ, УМНЫЕ ИДЕИ И «ЮМОР – ИНВЕРСИЯ РАЗУМА» (С. Довлатов)
ПОКАЗ ПАНОРАМЫ ЛЕВОГО БЕРЕГА НЕВЫ
ПОКАЗ ПАНОРАМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ И ПАНОРАМЫ ЛИНИЙ – ОТ КАДЕТСКОЙ ЛИНИИ ДО ТРЕТЬЕЙ
СЕКРЕТЫ УМНОЙ ПЛАНИРОВКИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ПРОСТРАНСТВАХ РОССИИ
ВОЛШЕБНЫЕ СТЕКЛА: ФИЗИКА, ХИМИЯ, ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО В ОДНОМ ФЛАКОНЕ УМНАЯ СЕМАНТИКА ОБРАЗОВ В ИСКУССТВЕ РОССИИ «ЦЕЛЬ ИСКУССТВА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬ ОЩУТИТЕЛЬНОЮ» ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ СОСТОИТ В ТОМ ЖЕ
представленных жившими здесь учеными:
МОРСКАЯ НАУКА И МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЮДИ И СУДЬБЫ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОСТ – ГРАНИЦА «РЕКА-МОРЕ»
НОВЫЙ ШРИФТ, НОВАЯ ОРФОГРАФИЯ. БИГ ДАТА ПЕТЕРБУРГСКИХ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ
ХИМИЯ, ФАРМАЦЕВТИКА, АНТРОПОЛОГИЯ ПИЩИ и ПИТАНИЯ УМНОГО ГОРОДА НА НЕВЕ
«ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИАДА УМНОГО ГОРОДА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»: ПИЩА, ОДЕЖДА, ЖИЛИЩЕ - ВАЖНЕЙШИЕ ЯВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: Где живут и жили в городе на Неве, что ели и едят сегодня, что носили и носят сегодня? Кто кормил и кто лечил, кто учил и как учил в умном городе на Неве? УМНЫЕ УЛИЦЫ И УМНЫЕ ЗДАНИЯ: ИХ ПЛАНИРОВКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ФРАНЦУЗСКАЯ И НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДЫ ПЕТРОВСКОГО ПЕТЕРБУРГА
УМНЫЕ ГОРОДА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПЕТЕРБУРГ В ЭПОХУ ПРОСВЯЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
ПЕТЕРБУРГ – САМЫЙ ВЕРОТЕРПИМЫЙ ГОРОД МИРА
СРЕДНИЙ ПРОСПЕКТ – ТРИ КИЛОМЕТРА УМНОЙ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ
МАТЕМАТИКА И МАТЕМАТИКИ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ
УМНАЯ ПАТРИОТИКА, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В ТОПОНИМИКЕ ГОРОДА и УВЕКОВЕЧЕННАЯ В ЕГО ПАМЯТНИКАХ
Ст. метро «Василеостровская». Заключение к экскурсии по умному городу. |
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные |
Цели маршрута: знакомство старшеклассников с Санкт-Петербургом с позиций понятий «умный город», «глобальный город». Показ памятных мест, зданий, сооружений, памятников, находящихся на маршруте и относящихся к разным видам социокультурной и научно-практической сфер в целях ориентации старшеклассников на будущую профессиональную деятельность в области городского управления умным городом и его проектирования. Число памятных мест, включенных в маршрут – 33 - символизирует единство, законченность и совершенство. Патриотическое воспитание. Образовательные задачи маршрута:
|
КАРТА МАРШРУТА
Последовательность объектов маршрута
ПРОГРАММА МАРШРУТА
Одна из основных задач данного маршрута - популяризация тех объектов культурного наследия Санкт‑Петербурга, которые складываются в единый образ умного города.
ПОКАЗ УМНОГО ЛАНДШАФТА СМАРТ-СИТИ В ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. Среди разновидностей культурных ландшафтов особое значение имеет городской ландшафт. Отличать умный город – smart-city - от города, не заслуживающего такого титула очень важно, потому как большая часть населения планеты и в том числе России – живет в городах. От того, в каком городе живет современный российский школьник, во многом зависит его будущее, готовность жить, умение правильно выбирать профессию и трудиться в современных условиях – условиях эпохи глобализации, экологизации, цифровизации, больших данных.
Петербург как умный город, у которого следует поучиться, характеризуется сложным сочетанием природных и искусственных компонентов. Это жилые, общественные и производственные здания, хозяйственные, инженерные, транспортные, энергетические сооружения, все элементы благоустройства на улицах и площадях, во дворах, садах и парках и т. д. Именно эти компоненты обусловили маршрут нашей экскурсии, отбор мест для экскурсионных остановок.
В рамках выбранного пути следования мы собираемся показать школьникам умный городской ландшафт – как сверхсложную систему, состоящую из многочисленных компонентов, поняв которые можно, если ее разбить на ряд более простых структур, выделив универсальные свойства:
Использование в экскурсионном рассказе таких системных понятий, как:
позволит школьникам-экскурсантам вести изучение городского ландшафта комплексно и научно объективно. В системе городских ландшафтов, показываемых в экскурсии по умному городу, экскурсоводу необходимо уметь выделять следующие уровни иерархии:
На выбранном маршруте важно показать школьникам прямые и обратные связи между искусственной и естественной частями ландшафта, например, связи между формой острова, его береговой линией и планировочной структурой архитектурного ансамбля, между рельефом и объемно-пространственной композицией.
Экскурсоводу важно, показывая непрерывность развития города, (а это - неотъемлемое свойство городского ландшафта), уметь показать ценное – например, гармонизацию городского ландшафта, ухудшение или улучшение его свойств за счет привносимых изменений.
Для этого экскурсовод должен уметь представлять мезоуровни общей иерархии городских ландшафтов, анализировать категории, элементы, нормы, функции, выполняемые тем или иным ландшафтом:
а) исторические; б) природные;
а) антропогенные; б) природные;
Хорошим примером образовательной функции является микроландшафт Академии художеств, включенный в систему учебных заведений, сформировавшихся на протяжении всех трех столетий жизни города на набережной Невы - от Стрелки Васильевского острова до впадения Невы в Финский залив Балтийского моря.
Экскурсовод в рамках заданного маршрута должен показать школьникам весь ход умной, целесообразной хозяйственной деятельности строителей города на Неве, таких видов этой деятельности, как хозяйственное освоение земель, строительство каналов и дорог, мелиорация, ирригация, в результате чего происходит формирование культурного ландшафта. Примером может служить Румянцевский сад, разбитый на месте плаца перед Сухопутным кадетским шляхетским корпусом. Потому обоснованным становятся такие факты, как установка здесь обелиска «Румянцева победам», ставшего памятником одному из выпускников этого учебного заведения. Установка здесь памятников-бюстов величайшим русским художникам – В.И. Сурикову и И.Е. Репину включает сад в систему зданий и сооружений, являющихся художественным ландшафтом города.
Использование на маршруте и в прямом, и в метафорическом смысле таких первичных элементов - базовых категорий культурного ландшафта, как:
дает представление о городе как живом организме, рассматриваемом с разных точек зрения, в разных ракурсах – географическом и историческом, культурном и социальном и т.д.
Умный город тем самым предстает как результат целенаправленной человеческой активности в условиях, заданных природой: рекой с ее береговыми линиями, геофизическими полями, геотектоникой – зонами разломов, розой ветров, направлениями древних троп, протоптанных еще до возникновения города и в первые годы жизни города - его первыми жителями, естественными пределами распространения растительности, особыми местами, иными ориентирами…
Задача экскурсовода - показать школьникам воды города (ср. «мосты повисли над ВОДАМИ») как первичные категории культурного ландшафта, как архетипы в сознании горожан, определяющие фундаментальные инстинкты (фобии и филии) и стратегию их поведения при выборе места для жизни, для работы, для прогулок по городу.
В результате различных комбинаций основных категорий культурного ландшафта складывается все его многообразие и формируется реальный каркас дальнейшего развития города.
Выявление и изучение базовых категорий городского ландшафта необходимо:
Во-первых, человеческое поселение редко возникает на пустом месте, такое событие, чаще всего, характерно для ХХ века. В большинстве своем города, поселки, деревни насчитывают не одну сотню лет и имеют каждый свою природно-историческую основу. Любое поселение, так или иначе, связано с каким-либо характерным природным ландшафтом, будь то:
и с определенной исторической ситуацией - например,
Все это создает базу, на основе которой происходит дальнейшая эволюция человеческого поселения. Выявление природно-исторической основы необходимо для понимания градостроительной динамики, для перспективы дальнейшего развития.
Во-вторых, изучение природно-исторической основы города необходимо для творческого освоения образцов градостроительного искусства предшествующих эпох, для которых характерно чувство гармоничной связи с природой, с космосом, а также максимально целесообразное освоение городских территорий.
В-третьих, выявление базовых категорий позволяет почувствовать и определить существование естественных границ районов и зон города, древних путей и пересечения дорог, а также центров религиозного паломничества, ремесла и торговли. Эти узлы будущего развития городов, пройдя долгий исторический путь, в наши дни являются местами притяжения и закрепления определенных городских функций, таких, например, как исторически сложившийся центр, традиционные места торговли — базары, излюбленные места городских праздничных гуляний и зон отдыха. Игнорирование существования таких мест в планировочной структуре города приводит к колоссальным затратам в организации новых зон отдыха и торговли, не пользующихся популярностью у людей и не оправдывающих вложенных инвестиций.
Городской ландшафт как базовое понятие экскурсии — сложная многоаспектная система, включающая природные и искусственные компоненты (например, такой ментальный образ Петербурга, как «Пушкинский Петербург»). Детальный показ городского ландшафта в экскурсии требует выделения структурных элементов природного и антропогенного характера.
К структурным элементам городского ландшафта, носящим антропогенный характер, которые необходимо включить в экскурсию, относятся элементы:
К природным структурным элементам городского ландшафта относят следующие элементы: рельеф; границы водоразделов; территории с различными почвами; участки с естественным озеленением; водоемы.
Из структурных элементов, как из букв алфавита, складывается все многообразие вариантов городской среды, а комфортность городского ландшафта зависит от качества составляющих его структурных элементов. Каждый структурный элемент городского ландшафта как явление градостроительного искусства требует от экскурсовода его детального изучения, анализа исторического развития, классификации и типологизации, выявления художественных и функциональных аспектов, прогнозирования перспектив развития.
Это относится к зданиям, улицам, площадям, дворам, т. е. ко всем выше перечисленным структурным элементам городского ландшафта. Правильно выбранные места экскурсионных остановок для знакомства со структурными элементами городского ландшафта призваны:
Задача экскурсии по городским ландшафтам как по умно спроектированной искусственной среде обитания, это показ удовлетворения многочисленных, все более усложняющихся потребностей людей. Для этого экскурсовод должен подчеркнуть следующие функции городских микро- и мезо-ландшафтов:
Социально-градостроительная функция городского ландшафта заключается в необходимости удовлетворять потребности людей, исходя из осознания местного образа жизни, обычаев и традиций, возрастных, национальных и групповых предпочтений, для этого в основу принимаемых градостроительных решений, должны быть положены социологические исследования.
Транспортно-коммуникационная функция городского ландшафта состоит в обеспечении кратчайших, удобных, безопасных, экологически чистых связей внутри однородного ландшафта и в общей структуре города. Создание гармоничной, обладающей высокими художественно-эстетическими качествами среды. Проживать в красивой, эстетичной среде — наиболее древняя потребность человека, прослеживаемая на протяжении всей истории общества.
Человек как существо биосоциальное, обладает конкретными психофизиологическими свойствами. Поэтому городской ландшафт должен соответствовать этим свойствам, а разработка градостроительных концепций и моделей вестись с учетом достижений экологии человека. От того, на каком уровне выполняется природно-экологическая функция городского ландшафта, зависит физическое и нравственное здоровье людей. Высокие экологические качества городского ландшафта — одно из непременных условий его существования. Функция обеспечения безопасности жизни людей и возможности быстро и свободно ориентироваться в городском ландшафте, относится к функциям, осознанным специалистами недавно. При условии выполнения городским ландшафтом своих основных функций, качество искусственно созданной среды обитания человека, будет УМНЫМ. При условии понимания экскурсоводом логики развития городских ландшафтов, его экскурсия будет УМНЫМ показом смарт-сити и рассказом об умном городе.
Наша цель – показать на конкретных примерах, что Санкт-Петербург – это город инноваций - с самых первых лет своего более чем трехвекового существования. История Санкт-Петербурга показывает, что с первых моментов города существования начался процесс отбора, планирования и внедрения «умных» решений. В этом развитии города на протяжении всех трех веков его существования существовали четыре основные стадии — определение приоритетов развития города, оценка и выбор подходящих решений, планирование и их реализация. Это касалось выбора мест для строительства города, мест, важных с точки зрения выполнения тех или иных функций, а также целесообразности экономической, социальной, культурной. Экологические, социальные и экономические аспекты.
Несмотря на отсутствие цифрового моделирования для формирования физической среды, ориентированной на людей на протяжении трех веков существования, такая среда была сформирована. Решения по выбору места строительства, его архитектурное решения выбирались с оглядкой на долгосрочную перспективу. Руководители органов архитектуры и градостроительства, которые определяют политику и форму города для планировщиков, могут гарантировать, что требования, предъявляемые планировщиками в рамках реализации подхода «умный город», являются практичными, соответствуют долгосрочному развитию города. территориальному планированию, градостроительному зонированию и планировке территории.
На примере центральных мест города, выбранных для посещения, авторы экскурсии хотят показать, что Санкт-Петербург как умный город характеризуется такими тремя качествами, как город
Умный город способен восстанавливаться после воздействия того или иного опасного события, как-то: наводнения, войны и т.п. Жизнеспособность – это способность системы поддерживать свои функции и структуру перед лицом внутренних и внешних изменений: например, после учреждения Александром Первым министерств пришедших на смену коллегий, учрежденных Петром Первым, здание успешно сохранило свою функцию государственного общественного здания – его занял Санкт-Петербургский университет.
Устойчивость, умность, жизнеспособность сообщество, соседство. Приведем интересный пример: так, физико-математический лицей (бывшая математическая школа №30) на Среднем проспекте В.О. находился в пяти минутах ходьбы от матмеха университета и его выпускники поступали на этот факультет, а университетские преподаватели и профессора совмещали работу на матмехе с преподаванием в лицее, обеспечивая такое свойство умного города, как интероперабельность способность двух или более систем или компонентов обмениваться услугами и к использованию информации, полученной в результате обмена таким образом, чтобы обеспечивать совместное эффективное функционирование этих систем.
Также в советское время школа №38, расположенная рядом с заводом Козицкого, организовала прием в технические классы, учащиеся которых проходили практику на заводе ЗАО «Завод им. Козицкого» одно из старейших радиотехнических приборостроительных предприятий в России в области техники связи и телекоммуникаций. Основано в 1855 г. в Санкт-Петербурге как мастерские фирмы «Сименс и Гальске» 5-я линия Васильевского острова, 70.
Российские ученые описывают smart city как «инновационный город», который комплексно внедряет решения на благо самой городской среды и его жителей. Среди базовых характеристик «умных городов» — экологичность, участие общества в управлении, эффективное использование данных, стремление повысить качество всех городских услуг, способствующих повышению уровня жизни.
Ключевые характеристики концепции «умный город», которые следует дать на примере показываемых экскурсионных объектов:
Основная цель показа «умного города» в экскурсии для старшеклассников — обеспечение качества жизни, воспринимаемого населением. Шесть базовых принципов, показ и оценка ее достижимости основана на:
Топонимы и другие ментифакты тоже являются частью городского ландшафта, демонстрируемого в экскурсии, так же, как и события, связанные с тем или иным местом в городе. Субъекты города, люди, группы людей, городские сообщества, демонстрируемые в процессе экскурсии в рамках социологии города и антропологии города. При этом образ умного города должен отражать:
Возможная интеграция с основной образовательной программой представлена в графе «объекты показа».
Для школьников 8-9 классов – это практически все предметы школьной программы.
Список писателей и поэтов - авторов произведений для чтения в 9 классе, упоминающиеся на маршруте «Смарт-сити на Неве»
1. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - при показе левого берега Невы и здания Коллегии Иностранных дел
2. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Медный всадник»,
Роман в стихах «Евгений Онегин» упоминается при показе Александровского сада: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Поэма «Медный всадник» упоминается при показе панорамы левого берега и самого памятника Петру Первому
Дом Пиковой дамы (известен также как Дом камергера князя С. В. Гагарина, Дом княгини Н. П. Голицыной, Дом министра А. И. Чернышёва, «особняк бывший Балашова») — особняк в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Н. П. Голицына, ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
3. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Памятник поэту показывается в Александровском саду
В 1891 г. в преддверии 50-летия со дня смерти М. Ю. Лермонтова Городская Дума Санкт-Петербурга решила увековечить его память, а также память Н. В. Гоголя, установив им бюсты в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством и открыв бесплатные читальни. Автором памятника выступил скульптор В. П. Крейтан, а сам бюст высотой 1,2 был отлит из бронзы на заводе К. Берто в 1896 г. Архитектором памятника стал А. П. Максимов. Бюст был установлен на постамент высотой 2,25 м, выполненный из красного гранита. На постамент были нанесены надписи, текст которых был согласован с Комиссией народного образования. Эти тексты гласят: Михаилу Юрьевичу ЛЕРМОНТОВУ городъ С.Петербургъ
2го октября 1814 г. — 15го июля 1841 г.
Свершитъ блистательную тризну
Потомокъ поздній надъ тобой
И съ непритворною слезой
Промолвитъ: «онъ любилъ отчизну!»
(1841 г.)
Твой стихъ, какъ божий дух
носился надъ толпой
И отзывъ мыслей благородныхъ
Звучалъ, какъ колоколъ на башнѣ
вѣчевой
Во дни торжеств и бѣдъ народныхъ
(1839 г.)
Сооруженъ въ 1896 году.
4. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души», «Шинель».
В 1880 году на заседании Городской думы Санкт-Петербурга было предложено украсить Александровский сад бюстами знаменитых деятелей в области науки и словесности. Список несколько раз менялся и дополнялся.
5. В.А. Жуковский 4 июня 1887 года в саду был установлен бюст В.А. Жуковского (скульптор В.П. Крейтан, архитектор А. С. Лыткин). Открытие бюста произошло к столетию со дня рождения поэта. Место установки памятника выбрано не случайно: Жуковский был близок императорской семье и стал одним из воспитателей Александра II.
Памятник В. А. Жуковскому (1887, скульптор В.П. Крейтан, архитектор А.С. Лыткин) смотрит на Дворцовую площадь.
Надписи на пьедестале памятника |
||||||
Василій Андреевичъ ЖУКОВСКИЙ 1783—1852 г. Его стиховъ плѣнительная сладость И рѣзвая задумается радость Жуковскій Ундина 1830 г. Воздвигнутъ в 1887 году Городским общественным управлением Поэзия есть богъ в святых мечтах земли |
|
|
|
|
||
6. А. Н. Островский. «Свои люди – сочтёмся!»
Пьесы Островского упоминаются на Невском проспекте при раскрытии темы «Театральный Петербург»
7. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Упоминается при показе шпиля Адмиралтейства и чтении стихов, ему посвященных
8. Е. Шварц. «Тень», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Дракон». Театральный Невский – на Невском проспекте
9. А. Грин. «Бегущая по волнам», «Алые паруса». Упоминается на Дворцовом мосту при показе панорамы Невы и праздника «Алые паруса»
10. Д. Хармс. «Голубая тетрадь № 10», «Случаи», «Сонет», «Оптический обман», «Сон», «Тюк!», «Связь». Упоминается на Невском проспекте в связи с домом книги – домом кампании «Зингер», где в 1919 году открыли книжный магазин. Здесь же находились редакции и издательства крупных газет и журналов северной столицы. Редакции детских журналов «Еж» (начал издаваться в 1928 году) и «Чиж» (1930) тоже находились в этом здании. Руководил этими изданиями в то время Самуил Яковлевич Маршак. Большая часть произведений Даниила Хармса печаталась в этих журналах, и, конечно, поэт часто бывал здесь.
11. М. Зощенко. «Жертва революции», «Аристократка», «Нервные люди», «Актер». Жил рядом с Невским проспектом.
12. В. Набоков. «Рождество», «Ужас», «Машенька»,
Особняк Набоковых модерн ул. Большая Морская, 47. Упоминается после выхода из метро на Малой Морской, параллельно которой протягивается улица Большая Морская. Всеобщая адресная книга С.-Петербурга (1867-1868) показывает, что здесь жил правнук Суворова и последний в роде Аркадий Александрович Суворов князь Итаийский, граф Рымникский. В 1897 г. особняк был приобретен Иваном Васильевичем Рукавишниковым, на имя дочери, Елены, накануне ее бракосочетания с сыном министра юстиции Дмитрия Николаевича Набокова, Владимиром Дмитриевичем. ... Ныне в этом доме находится музей В.В. Набокова Санкт-Петербургский (Дом Набоковых) - Большая Морская ул. (быв. Герцена ул.), 47.
13. Н. Олейников. «Хвала изобретателям», «Смерть героя», «Муха», «О нулях». Цитируется в экскурсии по поводу семантики образов города
Повсеместно упоминается история России ХVIII века и всеобщая история, а также:
Учебные предметы "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Физическая культура", направленная на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, представлены особенностями поведения школьников в городской среде при проведении пешеходных экскурсий, требующих особого внимания на улицах города. Активные формы работы с экскурсантами применяются только на закрытых пространствах территорий садов и внутриквартальных территорий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К МАРШРУТУ
Презентация_СМАРТ-СИТИ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
Список рекомендуемых информационных источников по маршруту Смарт-сити
Список рекомендуемых информационных источников по Санкт-Петербургу